Эффективные методы отучения ребенка от кусания в 1-2 года: советы для родителей и воспитателей

С возрастом малыш начинает активно знакомиться с окружающей его средой. В этот процесс вовлекаются все чувства, в том числе и вкус. Довольно часто дети пытаются попробовать на зуб разнообразные предметы, грызут игрушки или даже кусают взрослых и других детей. На тему укусов у малышей существует множество обсуждений как среди родителей, так и среди экспертов. Как реагировать на укусы, если это касается родителей, старших детей или незнакомцев на площадке, равно как и реагировать на поведение ребенка в детском саду в возрасте 1-2 лет?

Коротко о главном
  • Поймите причины: анализируйте, в каких ситуациях ребенок кусается.
  • Обеспечьте альтернативы: предложите игрушки для укусов или занятия для отвлечения.
  • Учите эмоциям: объясните, что кусаться — это способ неэффективного выражения чувств.
  • Установите границы: четко и спокойно сообщите, что кусание — недопустимо.
  • Поощряйте хорошее поведение: хвалите ребенка за нежные взаимодействия.
  • Будьте последовательны: применяйте одни и те же методы и правила для его воспитания.

Почему дети кусаются?

У маленьких детей в первые два года жизни может сформироваться привычка кусаться, что иногда становится причиной конфликтов на детских площадках и напряженности в детских садах, доставляя неудобства родителям, которые могут стать жертвами детских укусов.

Разговоры с малышами о данном поведении часто оказываются неэффективными, а физические наказания не решают проблему, порой даже усугубляя ее. Как же следует действовать в таких случаях, какие причины стоят за поведением детей, и что оно может означать?

Специалисты выделяют несколько факторов, приводящих к такому поведению, начиная от физиологических до эмоциональных и психических:

  • физиологические особенности, когда появляется потребность кусаться. Обычно это начинается у детей после 5-6 месяцев, когда у них режутся зубы и возникают болезненные ощущения в деснах. Малыши стремятся облегчить дискомфорт, грызть различные предметы, пальцы, мамины руки или соски, а также другие доступные объекты. Это инстинктивное поведение, и ребенок чаще всего не осознает, что делает. Временной пик таких проявлений приходится на период с 9-10 месяцев до полтора года, когда прорезывается большинство зубов.
  • эмоциональные состояния детей старше года. В этом случае укусы могут проявляться как осознанный акт. Ребенок еще не умеет verbalizовать свои чувства, но начинает ощущать широкий спектр эмоций. Часто укусы проявляются в стрессовых ситуациях или при сильных переживаниях, когда малыш вновь использует свои зубы, чтобы выразить себя.
  • поведенческие особенности. В возрасте 1,5-2 лет дети могут таким образом реагировать на резкие изменения в жизни — начало посещения детского сада, смена обстановки, появление новых членов в семье. Их укусы могут служить проверкой границ дозволенного и попытками манипуляции с другими детьми или взрослыми, а также бороться за лидерство в коллективе.
  • психические расстройства. Постоянные укусы даже после 2-3 лет могут сигнализировать о наличии глубоких психических проблем. В таких случаях важно обратиться к специалисту — неврологу или психиатру.

Важно

Причины, по которым дети кусаются, заключаются не в их удовольствии от этого действия, а в попытках передать свои переживания окружающим. Каждому малышу свойственно пробовать на вкус окружающий мир, но для многих из них слово «нельзя» быстро устанавливает границы. Если, зная правила, ребенок продолжает кусаться — это знак наличия больших проблем!

Когда укусы сопровождаются негативными эмоциями, злостью или раздражением — возможно, требуется помощь психолога, ведь причины могут быть очень серьезными и травмирующими.

Эксперты указывают, что укусы у детей могут быть проявлением разнообразных эмоций — страха, агрессии или даже детской игры. Чтобы отучить малыша от данной привычки, нужно разобраться в причинах его поведения. Рекомендуется сохранять спокойствие и не реагировать слишком эмоционально на укусы, поскольку это может лишь увеличить интерес ребенка к такой реакции. Вместо этого следует объяснять, что кусание причиняет боль, и предлагать альтернативные способы выражения чувств, как словесное выражение своих переживаний или игры. Доброжелательная игровая атмосфера поможет малышу выплескивать эмоции без применений агрессии. Регулярные беседы о чувствах и четкое определение границ помогут детям осознать неприемлемость такого поведения.

Мнение эксперта
Ушарова Елена Владимировна
Врач — дерматовенеролог, косметолог | Стаж более 6 лет

Когда мой ребенок начинает кусаться, я прежде всего стараюсь понять причины его поведения. Кусание может быть результатом множества факторов: усталости, недостатка внимания, чувства фрустрации или даже элементарного любопытства. Я обращаю внимание на ситуации, в которых это происходит, и стараюсь яснее говорить с ребенком о его чувствах. Это помогает ему осознать, что ранить других людей — это неправильно.

Затем я всегда реагирую последовательно, показывая, что такое поведение неприемлемо. Я тихо, но твердо объясняю, что кусаться не можно, и важно использовать слова, чтобы выразить свои эмоции. Я предлагаю альтернативные способы взаимодействия, например, обнимания или игры. Так мой ребенок начинает понимать, как можно делиться своими эмоциями, не прибегая к агрессии.

Кроме того, я стараюсь создать вокруг ребенка атмосферу любви и поддержки. Мы проводим время вместе, играя и общаясь, что помогает ему чувствовать себя более уверенно. Я также нахожу время для положительного подкрепления, когда он проявляет доброту и заботу к другим. Таким образом, я помогаю ему развивать эмоциональный интеллект и понимать важность дружелюбного общения.

Категории детей, которые часто кусаются

Психологи выделяют ряд категорий детей, которые с большей вероятностью могут кусаться:

  • Дети, которые склонны к имитации, подражающие поведению взрослых, других детей или животных. Их действия часто являются копией поведения сверстников из детского сада или манер животных, с которыми они знакомы.
  • Дети, переполненные эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Из-за недостатка психологической зрелости они не могут выразить свои чувства словами, прибегая к телесным действиям.
  • Малыши, лишенные заботы и ласки, которые через укусы пытаются привлечь к себе внимание окружающих. Если рядом нет предметов или людей для укусов, такие дети могут причинять вред себе.
  • Агрессивные дети с проблемами поведения, если такие всплески агрессии не исчезают после трех лет — необходима консультация специалиста, так как это может быть признаком серьезных отклонений.
  • Дети с недостаточной силой жевательных мышц, у которых отсутствие крепости в этой области ведет к тому, что они стремятся кусаться.
  • Дети, воспитывающиеся в семьях с частыми конфликтами. В условиях постоянного стресса они могут демонстрировать такое поведение как способ защиты или проявления агрессии.
  • Излишне избалованные дети, свободно разрешающие себе любые выходки, включая укусы.
  • Дети, подвергающиеся чрезмерным запретам. Постоянные запреты могут вызывать у них протестное поведение, включая укусы.
  • Дети с недостаточной физической активностью. Малыши с низким уровнем двигательной активности могут выплескивать свою энергию через агрессивные действия, включая укусы.
  • Дети, которые получают радость от укусов и шалостей.

Для указанных категорий детей психологам рекомендуется предпринять различные действия, чтобы помочь избавиться от этой неприятной привычки.

Что делать, если ребенок кусается?

Методы борьбы с этой опасной привычкой напрямую зависят от причин поведения ребенка. Если укусы связаны с прорезыванием зубов, рекомендуется использовать силиконовые прорезыватели и охлаждающие кольца, которые можно купить в аптеке или магазине, выбрав подходящий по размеру и цвету. Также можно обсудить с врачом использование специальных гелей для облегчения прорезывания зубов.

Если ребенок при грудном вскармливании кусает сосок, необходимо немедленно прекратить кормление и четко объяснить, что его укусы причиняют боль, следовательно, маме не будет комфортно продолжать кормление. Это даст возможность быстро сформировать условный рефлекс «укусы — потеря пищи», что сделает кормление более комфортным и приятным.

Для более старших детей, которые кусаются, следует обеспечить им больший объем физической активности — записать на плавание, занять активными играми или гимнастикой.

С эмоциональными детьми рекомендуется проводить беседы, объясняя, как можно выражать свои чувства другими способами, не прибегая к укусам. Важно с самого раннего возраста развивать коммуникацию, чтобы ребенок научился выражать свои эмоции словами.

Если речь идет о слабых жевательных мышцах, рекомендуется укреплять их с помощью твердых продуктов питания, таких как яблоки или морковь. Можно также попрактиковать надувание шариков и создание мыльных пузырей.

В семьях с проблемами важно решать конфликты без присутствия детей, а при их наличии демонстрировать положительный пример, стараясь оградить малыша от стресса и агрессии.

Когда у ребенка появляется привычка кусаться, это может вызвать у родителей тревогу. Однако многие эксперты рекомендуют не впадать в панику, а тщательно разобраться в причинах такого поведения. Обычным делом является, что дети начинают кусаться из-за нехватки общения или когда испытывают сильные эмоции, такие как гнев или разочарование. Очень важно установить четкие правила: объяснить ребенку, что этот поступок недопустим, и предложить ему другие способы выражения своих чувств. Игры на основе ролевых ситуаций могут помочь малышу научиться правильному взаимодействию с окружающими. Также полезно поощрять положительное поведение и хвалить его за добрые поступки. Главное — проявлять терпение и последовательность в обучении, чтобы ребенок мог научиться контролировать свои импульсы.

Когда нужна помощь психолога?

Если родителям кажется, что постоянное кусание ребенка настораживает, особенно если он уже старше трех лет и все еще проявляет такую привычку, им стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу. Это особенно актуально в тех случаях, если в семье или в детском саду у ребенка произошли какие-либо травмирующие события, которые могли сказаться на его поведении.

Следует также обратиться к профессионалам, если кусание сопровождается иными странностями в поведении, например, если ребенок агрессивен и проявляет жестокость к себе или другим. Опасно, когда агрессия выражается в отношении игрушек — если они бросаются или ломаются, или в отношении домашних животных и родителей; если ребенок плохо спит ночью или не может сосредоточиться на занятиях. Такие проявления могут сигнализировать о наличии психических расстройств.

Важно

Не стоит ругать ребенка, применять физическое наказание или любые другие меры воздействия, пока родители не выяснят настоящие причины данной проблемы. Часто ребенок не осознает, что делает что-то неправильно. Нельзя кусать его в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы малыш ощутил боль. Это может быть воспринято как игра, что, в свою очередь, приведет к увеличению частоты и силы укусов. Кроме того, дети учатся на примерах взрослых, и если родители кусаются в ответ, ребенок может решить, что это допустимо.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы как можно быстрее прекратить привычку кусаться у малыша. Особенно важно правильно реагировать, если ребенок уже достиг возраста, когда он осознанно проявляет поведение, связанное с укусами. Эффективным методом является использование зрительного контакта — «глаза в глаза». После укуса стоит присесть на корточки, чтобы уровень глаз родителей и ребенка совпадал. Установив зрительный контакт, следует спокойно и уверенно объяснить ему, что кусаться нельзя ни в коем случае. Если ребенок вновь пытается укусить, игнорируйте его, не смотрите и не обращайте никакого внимания, демонстрируя своим поведением, что его поступок родителям крайне неприятен.

Необходимо объяснить ребенку, что укусы причиняют боль. Если он с их помощью пытается манипулировать родителями, что нередко происходит с детьми младше двух лет, такое поведение должно быть остановлено сразу, чтобы не закрепилось. Нельзя превращать это в шутку или игру, строго указывая на недопустимость такого поведения. Никакие договоры в случае детской агрессии недопустимы.

Для детей, склонных к сильным эмоциям, неприятным будет получить негативную реакцию от родителей на их укусы, даже имитацию плача. Важно, чтобы малыш осознал последствия своих действий и сожалел о том, что причинил боль родителю. Необходимо делиться с ним своими ощущениями, связанными с укусами.

Если у ребенка возникают проблемы с кусанием в детском саду, но дома он ведет себя нормально, следует обсудить данную ситуацию с воспитателями. Важно избежать наказания и публичного осуждения, не ставить его в угол и не ругать. Такие меры часто могут привести к обратному результату и усилить протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди сверстников. Необходимо пресекать укусы, но делать это наедине, на личной беседе.

Важно подчеркивать, ругая ребенка, что осуждается именно его поступок, а не он сам, предоставляя логические доводы и избегая негативной оценки личности малыша. Пусть он воспринимается как хороший и позитивный, а привычка кусаться — это прямо противоположное плохое поведение.

Следует научить ребенка просить прощения за свои проступки; после каждого акта укусов он должен подойти и попросить прощения у того, кого укусил.

Важно

Причины укусов у ребенка часто заключаются в накоплении внутреннего напряжения и агрессии. Необходимо находить альтернативные способы для их выхода, отличные от кусаний. Можно использовать ролевые игры, разыгрывая ситуацию с помощью игрушек и показывая примеры правильного поведения.

Опыт других людей

Екатерина, 32 года, мама двоих детей: «Когда мой старший сын начал кусаться в детском саду, я была в шоке. Я решила не паниковать и начала разбираться в причинах его поведения. Мы стали чаще разговаривать о том, как он чувствует свои эмоции. Я объясняла ему, что кусаться — это не лучший способ выразить свои чувства. Вместо этого мы начали практиковать игру ‘как я это чувствую’, где он мог рассказывать обиженных чувствах без насилия. Важно для нас было создать атмосферу, где он мог открыто говорить о своих эмоциях и понимать, что агрессия — это не решение.

Иван, 28 лет, папа: «Когда моя дочь начала кусаться в возрасте 3 лет, я сначала не знал, как на это реагировать. Я помню, что однажды она укусила свою подругу на детской площадке. Я спокойно подошел к ней и сказал: ‘Давай попробуем решить это по-другому’. Вместо наказания мы обсуждали, почему кусаться плохо и как больно другим людям. Я также стал учить ее альтернативным способам выражения эмоций, например, если она зла, говорить об этом или взять игрушку и потискать. Это изменило ее поведение в лучшую сторону.

Ольга, 35 лет, мама малыша: «У нас с сыном была трудная ситуация: он начал кусаться, когда ему не хватало внимания. Я поняла, что так он привлекает, в первую очередь, мое внимание. Мы начали делать совместные проекты, больше играть вместе и проводить время на улице. Я ввела правило: если он начинает кусаться, мы останавливаем игру и уходим в другое место. Это помогло нам обеим понять, что кусаться — это не способ общения. Вместо этого я обучала его просить помощи словами, и со временем он научился лучше выражать свои желания и даже обиды.

Вопросы по теме

Какова возможная психологическая причина, по которой ребенок кусается?

Дети могут кусаться по разным причинам, и зачастую это связано с их эмоциональным состоянием или незрелостью в социальных навыках. Например, ребенок может кусаться из-за фрустрации, стресса или как способ привлечения внимания. Порой это также может быть следствием недостатка словарного запаса для выражения своих чувств. Понимание этих причин может помочь родителям разработать более эффективные стратегии, чтобы отучить ребенка от этого поведения.

Как можно использовать игровые методы для отучения ребенка кусаться?

Игровые методы могут быть весьма эффективными в процессе обучения детей, особенно когда речь идет о поведении. Вы можете попробовать ролевые игры, в которых дети будут изображать различные социальные ситуации, где нужно объяснять свои эмоции вместо использования физических действий. Другой вариант — использование кукольного театра, где персонажи сталкиваются с проблемами, связанными с укусами, и находят альтернативные способы решения конфликтов. Это не только поможет ребенку лучше понимать последствия своих действий, но и предоставляет возможность для тренировки навыков общения.

Какую роль играют сверстники в процессе отучения ребенка кусаться?

Сверстники могут существенно влиять на поведение ребенка. Когда ребенок начинает кусаться, его друзья могут отреагировать на это отрицательно, что в свою очередь может стать мощным мотиватором для изменения поведения. Игры с другими детьми могут помочь ему научиться социальным нормам и подходам к коммуникации без применения насилия. Важно следить за тем, как взаимодействует ваш ребенок со сверстниками, и при необходимости учить его конструктивным способам решения конфликтов, чтобы он научился понимать и уважать границы других людей.

Оцените статью
Статьи | Центр медицинской косметологии МИАС
Добавить комментарий