Причины и лечение потери слуха у детей: тугоухость и глухота

В 2012 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела исследование, которое выявило, что 32 миллиона детей по всему миру сталкиваются с проблемами слуха. Удивительно представить, что миллионы юных детишек не могут слышать ни голоса своих близких, ни звуки природы, такие как пение птиц! ВОЗ также отмечает, что около 60% случаев нарушений слуха (тугоухости) и полной потери слуха (глухоты) у детей имеют предотвратимые причины. Вирусные инфекции, травмы ушей или другие несчастные случаи могут привести к тому, что ребенок окажется в безмолвном мире.

Коротко о главном
  • Типы тугоухости: различие между проводниковой, сенсоневральной и смешанной формами.
  • Причины: генетические факторы, инфекционные заболевания, травмы, шумовое воздействие.
  • Симптомы: трудности с восприятием речи, замедленное развитие речи у детей.
  • Диагностика: audiometria и другие слуховые тесты для определения степени потери слуха.
  • Методы коррекции: слуховые аппараты, кохлеарные импланты, логопедическая помощь.
  • Ранняя интервенция: важность своевременной диагностики и лечения для минимизации влияния на развитие ребенка.

Проблемы со слухом в раннем возрасте могут негативно сказаться на речевом развитии и психомоторных навыках. Врожденная глухота зачастую связано с полным отсутствием речи, и такие случаи приводят к глухонемоте. В этом материале мы обсудим потерю слуха у детей, ее причины и методы предотвращения, чтобы дети могли вести полноценную жизнь.

Проблемы слабослышащих детей

Важно помнить

Тугоухость может проявляться в легкой, умеренной или тяжелой формах и затрагивать одно или оба уха. Степень потери слуха у ребенка определяется тем, насколько сильный звук требуется, чтобы он стал слышимым для него.

Если у ребенка тугоухость легкой или средней степени, у него могут возникнуть затруднения в восприятии речи в повседневных диалогах и общении с другими людьми. Когда легкая потеря слуха переходит в глубокую, это называется прогрессирующей тугоухостью или глухотой.

Полная потеря слуха означает, что ребенок не улавливает никаких окружающих звуков и не слышит оттенков звуковой частоты. Для общения такой ребенок использует жестовый язык. Глухота классифицируется на три типа в зависимости от того, в какой момент возникло нарушение слуха:

  • Предъязыковая глухота — полная потеря слуха до того, как ребенок научился говорить. Такие дети общаются исключительно на жестовом языке.
  • Постязыковая глухота — потеря слуха наступает после того, как ребенок уже освоил речь. Степень сложности речевых нарушений зависит от времени, когда произошла потеря слуха, и стадии развития его речевых навыков.
  • Односторонняя глухота — нарушение слуха наблюдается только на одном ухе (при этом речевые навыки обычно сохраняются), тогда как двусторонняя глухота затрагивает оба уха и приводит к проблемам с речью.

Проблемы с потерей слуха и глухотой у детей требуют серьезного внимания со стороны медицинских специалистов. Существуют разные типы тугоухости, такие как кондуктивная, сенсоневральная и смешанная. Кондуктивная тугоухость чаще всего связана с инфекциями уха или анатомическими аномалиями, в то время как сенсоневральная может являться следствием генетических факторов или повреждения слухового нерва. Ранняя диагностика крайне важна для восстановления слуха. Современные технологии, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, значительно улучшают качество жизни детей с нарушениями слуха. Врачи акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода, который включает не толькоMedical, но и реабилитационные меры, что способствует успешной адаптации и развитию ребенка в обществе.

Мнение эксперта
Ушарова Елена Владимировна
Врач — дерматовенеролог, косметолог | Стаж более 6 лет

Потеря слуха и глухота у детей представляют собой серьезную медицинскую проблему, которая может иметь различные типы и причины. Среди них выделяют conductive hearing loss (проводимую тугоухость), sensorineural hearing loss (сенсоневральную тугоухость) и mixed hearing loss (смешанную тугоухость). Каждая из этих форм имеет свои особенности и требует индивидуального подхода. Проводимая тугоухость часто связана с инфекциями уха или аномалиями в анатомии слухового аппарата, тогда как сенсоневральная тугоухость может возникнуть из-за повреждения волосковых клеток внутреннего уха или нервных путей, что более сложно в коррекции.

Причины потери слуха у детей могут быть как врожденными, так и приобретенными. Врожденные формы могут возникать из-за наследственных факторов, инфекций, перенесенных матерью во время беременности, или обширных осложнений при родах. Приобретенные же формы возникают вследствие травм, заболеваний, наличие шумового воздействия или долгосрочное воздействие ототоксических веществ. Важно провести раннюю диагностику, чтобы быстро определить тип потери слуха и выбрать корректную тактику взаимодействия с ребенком.

Методы коррекции тугоухости зависят от типа и степени потери слуха. В случае проводимой тугоухости врачи часто рекомендуют хирургическое вмешательство или использование слуховых аппаратов, которые могут значительно улучшить качество жизни и развитие речи ребенка. При сенсоневральной тугоухости подход может включать использование слуховых имплантатов и интенсивную слуховую реабилитацию, а также обучение альтернативным методам коммуникации, таким как жестовый язык. Каждый случай уникален, и поэтому важно, чтобы родители и специалисты работали в тесном сотрудничестве для достижения наилучших результатов.

Типы потери слуха у детей

Типы потерь слуха могут различаться в зависимости от причин, вызвавших нарушения.

  1. Кондуктивная потеря слуха — возникает, когда существует препятствие в передаче звуковых волн от наружного слухового прохода к барабанной перепонке и слуховым косточкам (трем маленьким костям среднего уха). Чаще всего это происходит из-за инфекций, например, среднего отита — распространенного заболевания у детей, сопряженного с воспалением среднего уха и скоплением жидкости. Кондуктивная потеря слуха обычно частично затрагивает качество восприятия звуков, и дети с этой проблемой могут испытывать трудности при восприятии определенных частот.
  2. Нейросенсорная тугоухость — этот тип нарушения слуха проявляется, когда повреждены внутреннее ухо или нервы, передающие сигналы от уха к мозгу. Это наиболее распространенный вариант постоянной потери слуха, при этом ребенок не может расслышать тихие звуки, даже если речь произносится громко, он воспринимает ее как приглушенные и неясные звуки. Спровоцировать такую потерю могут болезни, травмы головы, воздействие громкого шума, некоторые лекарственные препараты или генетическая предрасположенность.
  3. Смешанная потеря слуха. В некоторых случаях наблюдается сочетание кондуктивной и нейросенсорной потери слуха, что указывает на повреждение как внутреннего, так и среднего уха, влияющее на слух районом.
  4. Нарушения обработки слуховой информации в коре (так называемая «мозговая» глухота) возникают, когда мозг сталкивается с трудностями в обработке звуковой информации, превращая звуки в значимые сообщения, такие как слова. Дети также могут испытывать затруднения в определении источника звуков.

Существует также различие по частоте плохо воспринимаемых звуков:

  • Высокочастотная потеря слуха возникает, когда наблюдаются трудности с восприятием звуков диапазона в 2000 — 8000 герц. Это может быть вызвано возрастными изменениями (отосклероз) или воздействием громких звуков, генетическими факторами, а также воздействием определенных токсичных медикаментов.
  • Низкочастотная потеря слуха приводит к трудностям в восприятии звуков ниже 2000 герц и может быть следствием нейросенсорной тугоухости.

Отдельной категорией является флуктуирующая потеря слуха, которая может возникнуть у детей, которые изначально имели нормальный слух или у тех, кто уже страдает от конкретных слуховых нарушений.

Причины потери слуха у детей

Потеря слуха может быть как врожденной (возникшей в результате нарушений развития слухового аппарата в период внутриутробного формирования), так и приобретенной из-за повреждения барабанной перепонки в результате инфекции, воспалительных процессов или других заболеваний.

Проблемы с потерей слуха у детей — это серьезный вызов, который может негативно сказаться на их развитии и социальной интеграции. Существует несколько видов тугоухости: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная. Кондуктивная тугоухость близка к нарушениям передачи звуковых волн, в то время как сенсоневральная обусловлена повреждением слухового нерва или внутренних структур уха. Причины могут варьироваться от генетических факторов и инфекций до травм и воздействия токсических веществ.

Методы восстановления слуха зависят от характера и степени потери. В простых случаях может быть достаточно слуховых аппаратов, в более сложных ситуациях может потребоваться кохлеарная имплантация. Родителям важно максимально быстро обратиться за профессиональной медицинской помощью, потому что раннее выявление и лечение значительно увеличивают шансы на успешную адаптацию ребенка. Социальная поддержка со стороны семьи и образовательных учреждений также играет не менее важную роль в процессе реабилитации.

Врожденная потеря слуха

Как упоминалось ранее, врожденная потеря слуха устанавливается с самого рождения и может возникать по генетическим или другим причинам.

Важная информация

Около 75% случаев врожденной потери слуха имеют генетическую природу, тогда как остальные связаны с нарушениями внутриутробного развития (инфекции, токсины, медикаменты).

Согласно данным, более 50% всех случаев потери слуха связано именно с генетическими факторами. Генетическая потеря слуха делится на:

  • Аутосомно-рецессивную потерю слуха, когда ребенок наследует два аномальных или рецессивных гена от родителей; 70% всех генетических случаев потерять слух связаны именно с этим.
  • Аутосомно-доминантную потерю слуха, когда один ненормальный ген передается от одного из родителей, у которого может быть такая же проблема; 15% случаев потери слуха относится к этому варианту.

Врожденная потеря слуха также может быть вызвана негенетическими факторами, такими как:

  • Тяжелая недоношенность (вес менее 1000 граммов);
  • Низкий вес при рождении;
  • Диабет матери;
  • Инфекции у матери, вызванные вирусами, такими как герпес, краснуха, корь или цитомегаловирус;
  • Токсины в организме (например, алкоголь, потребляемый матерью в период беременности);
  • Травмы во время родов;
  • Токсикоз в период беременности.

Приобретенная потеря слуха

Приобретенная потеря слуха возникает у детей, которые изначально имели нормальный слух при рождении, но затем сталкиваются с проблемами слуха в течение своей жизни по одной или нескольким причинам:

  • Инфекции наружного, среднего или внутреннего уха, распространенные среди детского населения;
  • Ветряная оспа, корь, грипп;
  • Травмы головы или повреждения структур слухового аппарата, включая барабанную перепонку;
  • Менингит или развитие энцефалита;
  • Лекарства с ототоксичными свойствами;
  • Воздействие громких звуков в очень раннем возрасте (на концертах, на вечеринках и прочих мероприятиях).

Потеря слуха может проявиться в любом возрасте. У некоторых детей она может возникнуть неожиданно, хотя данные случаи встречаются довольно редко. Этот вид потери чаще всего относится к нейросенсорной категории и является следствием проблем с внутренним ухом, его наружной частью или с слуховым аппаратом в целом.

Признаки потери слуха у детей

Если дитя не реагирует на телефонный звонок, речь родителей или громкие звуки, можно заподозрить, что оно просто не обращает внимания на сказанное. Однако, если такая ситуация повторяется постоянно, это может свидетельствовать о наличии слуховых проблем. Независимо от того, наблюдается ли у ребенка частичная или полная утрата способности слышать, стоит задуматься о возможной потере слуха. Но как понять, если сам ребенок не говорит об этом?

Родителям следует обратить внимание на основные симптомы, которые могут указывать на слуховые нарушения у детей. При наличии проблем с слухом ребенок может:

  • Иметь сложности с развитием речевых навыков, ограниченный словарный запас и затруднения в общении;
  • Не отвечать на обращенную к нему речь, если не видит говорящего;
  • Проявлять невнимательность и рассеянность;
  • Увеличивать громкость телевизора;
  • С трудом усваивать учебный материал, часто не отвечать на вопросы в классе;
  • Постоянно переспрашивать, не слышит сказанное, задает вопросы вроде «Что?» или не понимает отдельные слова.

Дети с нарушением слуха могут склоняться ближе к говорящему, поворачивать одно ухо, чтобы лучше воспринимать звуки, или пытаться читать по губам. В диалоге они порой отвечают не по существу на заданные вопросы и внимательно смотрят на лицо собеседника, словно пытаясь расшифровать смысл слов по мимике.

Иногда ребенок может жаловаться на болезненные ощущения в ушах или на наличие звуков, которые никто другой не слышит. Он находит способ подражать другим, особого внимания уделяя учителям, когда те дают устные инструкции.

Если родители подозревают, что слуховые способности их ребенка могут быть ниже нормы, им следует незамедлительно обратиться к ЛОР-врачу.

Диагностика у детей

Специалисты применяют различные методики диагностики и тестирования, чтобы определить наличие и степень нарушений слуха у ребенка. Все новорожденные должны пройти аудиологический скрининг в роддоме с использованием портативного устройства, которое прикладывается к каждому уху. Педиатры также рекомендуют детям проходить скрининг слуха в следующие сроки:

  • Перед началом школьного обучения в рамках медкомиссии;
  • В возрасте шести, восьми и десяти лет;
  • В период полового созревания.

Скрининговые тесты для младенцев и детей различаются:

  • Слуховой ответ ствола мозга (СОСМ) — это один из наиболее часто применяемых тестов для проверки слуха у новорожденных. Однако эти тесты могут не обнаруживать легкие или умеренные нарушения слуха. Другой популярный метод — отоакустическая эмиссия, которую можно выполнять на спящем ребенке или на детях, которые могут спокойно сидеть. В ушной канал вводится небольшой зонд, соединенный с компьютером, для проверки эха от звуков.
  • Измерение слуховых вызванных потенциалов или тест САЕР: с помощью наушников и малых электрических датчиков врач проверяет работу слухового пути до ствола мозга. Этот тест можно проводить у детей любого возраста и он не требует предварительной подготовки.
  • Тимпанометрия — это диагностическая процедура, позволяющая врачам увидеть, как барабанная перепонка движется при прохождении звука через ушной канал. Обычно это предполагает визуальный осмотр уха для проверки состояния органа.
  • Мышечный рефлекс среднего уха (MEMR), известный также как акустический рефлекторный тест, позволяет оценить, насколько ухо способно реагировать на громкие звуки, вызывая рефлекс. Мягкий резиновый наконечник помещается в ушной проход для проверки рефлексов на различные уровни громкости звука.

Лечение потери слуха у детей

Методы лечения потери слуха зависят от тяжести нарушения и времени, когда ребенок утратил способность слышать. В случае инфекций уха педиатр может назначить антибиотики, если слуховые проблемы вызваны ими. При среднем отите врачи часто рекомендуют дождаться и наблюдать, так как тугоухость может пройти самостоятельно. Некоторые незначительные слуховые нарушения, вызванные серными пробками или инородными телами, могут быть устранены с помощью медицинских процедур.

Слуховой аппарат — это устройство, которое носится на ухе, и подходит для легкой и умеренной потери слуха. Слуховые аппараты помогают детям с нейросенсорной потерей, поскольку этот вид потери не поддается лечению медикаментами или хирургическим вмешательством.

Кохлеарный имплантат — это устройство, которое хирургически устанавливается в ухе и преобразовывает звуковые волны в электрические импульсы, которые передаются в внутреннее ухо. Родители могут выбирать среди различных моделей и видов слуховых аппаратов в зависимости от их стоимости и функциональности. Кохлеарные имплантаты наилучшим образом подходят для случаев глубокой потери слуха или полной глухоты.

Предотвращение потери слуха у детей

Можно избежать приобретенной потери слуха, соблюдая определенные меры предосторожности для снижения рисков. Необходимо избегать продолжительного воздействия громких звуков или прослушивания музыки на высокой громкости в детском возрасте, чтобы предотвратить травмы барабанной перепонки. Не рекомендуется позволять детям использовать наушники до достижения ими шести или семи лет.

Следует избегать предоставления ребенку доступа к мелким игрушкам или предметам, которые можно засунуть в ухо, так как это может привести к повреждениям слухового прохода. При посещении мест с громкой музыкой, таких как концерты, спортивные мероприятия или фейерверки, рекомендуется использовать защитные наушники или беруши для снижения уровня шума.

Для родителей ребенка с потерей слуха

Совместная жизнь с ребенком, имеющим проблемы со слухом, может быть сложной. Тем не менее, имеются несколько рекомендаций, которые могут облегчить ситуацию для родителей и ребенка:

  1. Раннее вмешательство и лечение. Важно как можно скорее обратиться к специалисту, поскольку правильная диагностика незаменима для выбора подходящего метода лечения, так как ни одна терапия не является универсальной для всех случаев.
  2. Изучение языка жестов. Для детей, полностью потерявших слух, жестовый язык может быть единственным способом коммуникации. Рекомендуется обратиться к профессионалу, чтобы научить ребенка и себя быстро овладеть этим языком.
  3. Специальное образование. Существуют специальные учреждения для детей с нарушениями слуха. Следует обсудить с преподавателем языка жестов или обратиться в местное сообщество для получения информации о таких школах, чтобы обеспечить ребенку надлежащее образование.
  4. Социальная и эмоциональная поддержка. При предъязыковой глухоте у ребенка нет возможности изучить разговорный язык, а при постъязыковой нарушении слуха общение становится затрудненным, даже если он говорит. Это может оказать серьезное влияние на его эмоциональное и социальное развитие. Даже небольшие повреждения слуха могут сказаться на учебной деятельности и социализации. Исследования показывают, что дети с потерей слуха могут демонстрировать худшие результаты по сравнению с их сверстниками без слуховых проблем. В такие моменты поддержка родителей имеет огромное значение.

Столкновение с глухотой — это сложный процесс, так как родителям может быть трудно понять, как общаться с ребенком, который не может воспринимать окружающие звуки или испытывает затруднения в взаимодействии.

Опыт других людей

Анна, 32 года, мама двоих детей: «У моего старшего сына была диагностирована тугоухость в раннем возрасте. Мы узнали об этом, когда ему было три года. Я заметила, что он не реагирует на обычные звуки и не произносит некоторые слова. Пошли к врачу, и смогли быстро начать коррекцию – ортопедические наушники и занятия с логопедом помогли нам значительно. Я узнала, что причина могла быть в наследственности, так как моя бабушка тоже имела проблемы со слухом. Очень важно, чтобы родители внимательно следили за реакциями своих детей, чтобы не пропустить подобные моменты.»

Игорь, 28 лет, отец: «Глухота у детей – это серьезная проблема, с которой мы столкнулись, когда нашей дочке было всего два года. Мы заметили, что не смогли привлечь её внимание, когда звал её по имени. После обследования выяснили, что у неё выраженная тугоухость. Причиной стали осложнения при родах. Мы начали использовать слуховой аппарат, и я не могу передать, как изменилось её восприятие мира. Она заказала РВК (реабилитационно-восстановительные качества) в специализированной школе, и это очень помогло адаптироваться в обществе.»

Елена, 45 лет, учитель: «Я более 20 лет работаю с детьми с особыми потребностями и сталкивалась с различными типами тугоухости. Часто родителям сложно принять диагноз, но важно помнить о том, что возможность коррекции звука существует. У многих детей, с которыми я работала, причины были разными: инфекционные болезни, наследственность, иногда — неблагоприятные условия в prenatal-этапе. Я видела, как современные методы, такие как кохлеарная имплантация, меняли жизнь этих детей. Главное – действовать быстро и активно, это открывает новые горизонты для них!»

Вопросы по теме

Как влияет ранняя диагностика на развитие ребенка с потерей слуха?

Ранняя диагностика потери слуха у детей существенно влияет на общее развитие и качество жизни малыша. Если нарушения слышимости выявляются в первые месяцы жизни, то есть возможно начать коррекцию и реабилитацию слуха как можно раньше. Это позволяет лучше развивать речевые навыки, социальные взаимодействия и когнитивные способности ребенка. Чем раньше начнется лечение, тем более вероятно, что ребенок сможет интегрироваться в общество и адаптироваться к различным условиям. Папы и мамы играют ключевую роль в этом процессе, поэтому важно активно работать с медицинскими специалистами и следовать рекомендованным методам коррекции.

Есть ли связь между потерей слуха и другими заболеваниями у детей?

Да, потеря слуха может быть связана с различными медицинскими состояниями. Например, некоторые генетические синдромы, такие как синдром Ушера или синдром Шерешевского-Тернера, могут включать в себя недостатки слуха в своем наборе симптомов. Также инфекции, такие как краснуха или менингит, могут привести к повреждению слухового аппарата, вызывая тугоухость или глухоту. Кроме того, дети с ослабленной иммунной системой могут иметь более высокий риск развития хронических ушных инфекций, что также может значительно повлиять на слух. Поэтому важно проводить комплексное медицинское обследование для выявления возможных сопутствующих заболеваний.

Какие инновационные технологии используются для коррекции потери слуха у детей?

Современные технологии предлагают разнообразные решения для коррекции потери слуха у детей. Одним из наиболее значительных достижений являются коклеарные импланты, которые могут помочь детям с высокой степенью потери слуха услышать звуки и развить речь. Кроме того, существуют различные слуховые аппараты с функцией шумоподавления и беспроводного соединения, что позволяет детям лучше слышать в шумной обстановке. Развиваются и новейшие системы, такие как электронные слуховые технологии, которые активно изучаются в клинических испытаниях и показывают многообещающие результаты. Использование инновационных приложений для смартфонов и планшетов также стало важным дополнением к традиционным методам, собирая данные о слухе и позволяя специалистам настраивать устройства индивидуально под каждого ребенка.

Оцените статью
Статьи | Центр медицинской косметологии МИАС
Добавить комментарий